Психология в системе образования / Концепция психологизации образования / Цель психологического обеспечения/ Объект психологического обеспечения / Функции школьного психолога/ Эксклюзивные программы по психологии/ Тренинги и частные консультации/ Психология и интернет/ Ваши вопросы и предложения

Экспериментальная программа

Интегрированный курс психологии и литературы
"Психологизм художественного произведения"
(10 - 11 класс)
Авторы: Владер Юрий Михайлович
Епишова Светлана Федоровна

1.Технология.
Технология - это теоретическое обоснование способа достижения педагогических целей, описание логики практических действий, способов педагогических достижений не научной основе.
Требования к разработке педагогических технологий:
· Четко продуманные, полно описанные цели образования в данной предметной области
· Цели обучения на его конкретных этапах
· Описание содержательных структур учебного материала (понятия, идеи, факты)
· Способы и условия организации деятельности учителя и учащихся по его усвоению
· Описание конкретных учебных действий по формированию различных умений, овладению методами науки и практической деятельности и возможных форм организации учебно-познавательной деятельности, помогающих их развитию
· Способы диагностики и оценки результативности, выраженные в оценках успешности усвоения программы (текущие, итоговые). Варианты коррекции обучения.
· Ресурсы, в т.ч. время усвоения курса и его отдельных частей. Трудоемкость курса
· Положения программы должны быть гармонизированы (развитие личности в целом, влияние программы на здоровье учащихся).
Именно такие требования к программе интегрированного курса "Психологизм художественного произведения" были нами выдвинуты после знакомства с такими теоретическими источниками как "Педагогическая технология в учебном процессе" Кларина М.В. (Москва , 1989 г.) и "Основы педагогической технологии" Питюкова В.Ю. (Москва, 1997 г.) и , именно , по этим пунктам мы и попытались представить нашу технологическую разработку.

2.Интеграция.
Прежде чем раскрывать содержание курса, нами также был проанализирован термин - интеграция, т.к. наш курс интегрированный по своей сути.
Интеграция - ( от лат. integratio - восстановление, восполнение):
· Это понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций одной системы в единое целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию
· Это процесс сближения и связи наук.
Советский энциклопедический словарь. Москва , 1980.

Пояснительная записка к интегрированному курсу
"Психологизм художественного произведения"
(как технологии).

Одна из главных притягательных черт художественной литературы - ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. "В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом". (Есин А.Б. "Психологизм русской классической литературы", Москва , 1988 г.).
Одна из основных целей программы "Психология" для 10-11 классов (автор Владер Ю.М.) - познание учащимися самих себя, человеческих взаимоотношений. Данная цель всегда решалась путем использования как теоретического так и эмпирического материала. Подбор примеров из реальной жизни затруднен и не всегда имеет ярко выраженные проявления тех или иных психологических черт личности, тогда как литературные герои всегда соответствуют определенного рода типологии личности. Именно по этой причине, еще до создания интегрированного курса, художественные произведения и литературные герои использовались как материал для грамотного широкого психологического анализа на уроках психологии.
Программа по литературе для 10-11 классов, рекомендованная к обучению Министерством по народному образованию, включает в себя целый блок целей и задач психологического характера. Без знаний психологии невозможно создание психологического портрета личности литературного героя, анализ своеобразия психологического стиля автора, психологические приемы раскрытия образа в литературе. Именно такое переплетение двух дифференцированных друг от друга дисциплин - психологии и литературы - заставило нас взяться за разработку интегрированного курса "Психологизм художественного произведения".
Психологизм - стилевая характеристика литературных произведений, в которой подробно и глубоко изображается
внутренний мир персонажей, т.е. их ощущения, мысли, чувства и , возможно, дается тонкий и убедительный психологический анализ душевных явлений и поведения. (Психологический словарь. Под редакцией В.П.Зинченко.
Москва, 1997 г.)
Психологизм - это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы. (А.Б.Есин "Психологизм русской классической литературы". Москва, 1988).
Для интегрированного курса были выработаны следующие цели и задачи:

Цели:
1. художественного произведения в широком и узком смысле этого понятия.
2. Формирование основных навыков и умений психологического анализа художественного Формирование представления о психологизме произведения.


Соответствующие сведения при изучении большинства художественных произведений включенных в программу интегрированного курса сочетаются таким образом, чтобы элементарные теоретические представления учащиеся могли сразу же продемонстрировать на практике, грамотно и подробно проведя психологический анализ изучаемого произведения или в другой форме практической работы.
Курс состоит из лекционных (теоретических) занятий, на которых учащиеся осваивают понятийную базу литературоведческого и психологического характера (психологизм, диалогизм, реализм, романтизм художественного произведения и т.д.) и семинарских (практических) занятий, на которых учащиеся отрабатывают умения и навыки проведения грамотного широкого психологического анализа изучаемого произведения.
Курс расчитан на 24 академических часа, которые распределяются следующим образом: 10 часов - 5 интегрированных уроков по два академических часа каждый в 10 классе, и 14 часов - 7 интегрированных уроков по два академических часа каждый в 11 классе. Каждый из уроков содержит конкретное теоретическое содержание и включает в себя отработку определенного умения или навыка психологического анализа литературного произведения. Желательно, чтобы учащиеся 10-11-х классов могли расширить и углубить знания по психологическому анализу художественных произведений на факультативных занятиях по интегрированному курсу "Психологизм художественного произведения".100 академических часов запланировано на индивидуальную работу с учащимися - подготовка реферативных работ, выступлений, инсценированных постановок отрывков из художественных произведений, помощь в решении возникающих личностных сложностей и вопросов по психологическим характеристикам тех или иных литературных героев и т.д..
В соответствии с выдвинутыми требованиями, программа имеет тематическое планирование, методическое обеспечение (пособия, наглядность, раздаточный материал), методические разработки и поурочное планирование по отдельным темам и разделам. В процессе обучения широко используется ТСО (ТВ, ВМ, АМ) - учащиеся обучаются анализу музыкальных произведений, написанных по мотивам тех или иных литературных источников, театральные постановки и киноверсии художественных произведений. Данная форма работы дает широкую возможность для демонстрации вариативности интерпретации художественных произведений, анализа личностных позиций не только авторов художественных произведений, но и музыкантов, театральных и кинорежисеров, т.е. наглядно демонстрируется неоднозначность литературных произведений и отдельных героев, возможность их многоплановой трактовки.
При изучении курса учителями используются различные формы текущего контроля знаний и умений: это письменные ответы на проблемные вопросы, работы творческого характера, психологический анализ музыкальных и художественных произведений, портретные зарисовки характеров литературных героев, участие в полемике и спорах в рамках семинарских занятий.
По окончанию курса учащимся предоставляется возможность сдать экзамен (в рамках экзаменов по выбору учащихся) в реферативной форме. К рефератам учащихся предъявляются следующие требования:
· наличие нового литературоведческого и психологического подхода к анализу художественного произведения и отдельных литературных героев
· наличие собственной позиции, личной оценки, новой трактовки тех или иных стереотипов восприятия художественных произведений, характерных (типологических) качеств героев
· наличие грамотной теоретической - литературоведческой и психологической части по разбираемому вопросу
· наличие практического исследования (среза мнений и позиций сверстников, сопоставление оценок людей разных возрастов и т.д.) по разбираемому вопросу
· грамотный анализ полученный результатов
· выводы
· объем не менее 24 страниц печатного текста.
На экзамене учащиеся представляют свое исследование, доказывают объективность сделанных ими выводов.

Знания, умения и навыки учащихся.
По итогам прохождения программы, мы расчитываем получить следующий уровень развития учащихся:
1.Общекультурная компетентность - уровень психологической и литературоведческой образованности, достаточный для самообразования в анализе своеобразия психологического стиля писателя или поэта, его способов раскрытия образов героев, ориентация в понятийном пространстве психологии и литературы, определения своих позиций и вкусов.
2.Методологическая компетентность - предполагает овладение методами исследовательской деятельности, формирование знаний о новейших методологических концепциях психологии и литературы, изучение теоретических работ ведущих психологов и литературных критиков прошлого и современности.
В соответствии с ожидаемым уровнем образованности учащихся и строится определенная логическая последовательность освоения интегрированного курса, даются определенные знания о психологизме художественного произведения.

Базовые категории курса.
В процессе обучения по программе интегрированного курса "Психологизм художественного произведения", учащиеся усваивают следующие понятия и категории:
· психологизм художественного произведения
· реализм
· романтизм
· типичное и нетипичное мышление
· писатель - психолог
· писатель - не психолог
· личность
· типологии личности
· характер
· характерные особенности личности
· направленность личности
· потребности
· интересы
· склонности
· идеалы
· мировоззрение
· психофизиология (жестикуляция, позы и телодвижения)
· физиогномика (мимика и физиогномические свойства)
· эмоции, виды эмоций
· чувства, виды чувств (любовь, верность, предательство)
· приемы раскрытия образа в литературе
· приемы изображения внутреннего мира персонажей
· литературная символика
· анализ художественного произведения
· синтез, сравнение, классификация, обобщение и мн. др.
Учащиеся должны овладеть: способами сбора фактического материала (лангитюдным, сравнительным, комплексным), методами экспертных оценок и изучения продуктов деятельности, умением создавать психологический портрет личности и другими умениями и навыками.

Возможные темы для уроков интегрированного курса
"Психологизм художественного произведения".

Варианты тем уроков даны из расчета, что каждый урок включает в себя два академических часа.

· Урок 1.Вводный. Психологизм художественного произведения. Структура психологического анализа художественного произведения.

Н.А.Гончаров "Обломов".
· Урок 2.Образ Обломова. Психологический портрет. Как внешние детали мотивируют внутреннее состояние героя.
· Урок 3.Внутренний монолог, процесс воспоминания как композиционная форма психологического повествования. Глава "Сон Обломова".
· Урок 4.Роль жестов в раскрытии внутреннего состояния героев (На примере эпизодов "Встречи Обломова и О.Ильинской в парке").

И.С.Тургенев "Отцы и дети".
· Урок 5.Принцип "тайного психологизма" как средство косвенного изображения внутреннего мира. Семейство "сконфуженного барина".
· Урок 6.Повествование от третьего лица. Две дуэли. Словесная схватка Кирсанова с Базаровым (На материале VI,X и XXIV глав).

Н.Г.Чернышевский "Что делать?".
· Урок 7.Аналитичность - своеобразие психологизма в романе. Психологический анализ - форма раскрытия идейно-нравственных проблем, управляющих поведением личности в произведении. Теория "разумного эгоизма".
· Урок 8.Новаторство Чернышевского: воспроизведение любовного чувства в динамике, через внутренний монолог (На примере монологов Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны).

Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание".
· Урок 9.Изображение душевной жизни в ее крайних проявлениях - особенность психологического принципа писателя.
· Урок 10.Использование портретных деталей - своеобразная форма психологического изображения.
· Урок 11.Бунт Раскольникова. Внешняя речь героя (речевая структура), описание внутреннего состояния.
· Урок 12.Признание Раскольникова. Прием полного и частичного умолчания о душевном состоянии героя.

Л.Н.Толстой "Война и мир".
· Урок 13.Основные особенности психологического стиля. Эмоциональное соединение читателя, автора и героев в нравственном чувстве.
· Урок 14.Принцип толстовского психологизма - "диалектика души", постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии (Образы Н.Ростовой, П.Безухова, княгини М.Болконской).
· Урок 15.Сон как форма воспроизведения душевных движений героя (Образ А.Болконского).
· Урок 16. "Поток сознания" - форма внутреннего монолога (на примере образов героев романа).

А.П.Чехов "Рассказы и повести".
· Урок 17.Особенность чеховского психологизма: это психологизм скрытый, психологизм подтекста.
· Урок 18.Художественная деталь в психологическом пейзаже.


Приложение
К обоснованию интегрированного курса
"Психологизм художественного произведения"

Вводный урок
Тема: "Психологизм художественного произведения.
Структура психологического анализа художественного произведения".

Цель:

1.Раскрыть основные понятия курса.
2.Объяснить алгоритм проведения психологического анализа художественного произведения.

Основные блоки информации урока:
1.Задача: Раскрыть понятие психологизм - в его узком и широком понимании.
· Психологизм (в широком понимании) - это всеобщее свойство искусства, заключающееся в воспроизведении человеческой жизни, в изображении человеческой жизни, в изображении человеческих характеров (а характер, - это устойчивая черта личности). Писатель создает как бы новую личность, обладающую неповторимыми особенностями.
· Психологизм (в узком понимании) - это свойство, характерное не для всего искусства, не для всей литературы, а лишь для определенной ее части. "Писатель-психолог" изображает внутренний мир героя особенно ярко, живо и подробно, достигает особенной глубины художественного изображения.
2.Задача: Проблемный вопрос: психологизм - это достоинство или недостаток?
Психологический и непсихологический способы художественного освоения реальности равноценны, каждое из направлений интересно и ценно само по себе. "Писатель-психолог" и "писатель - не психолог" просто разные, обладающие несхожими творческими манерами.
· "Писатель-психолог" - Толстой, Достоевский, Тургенев, Флобер.
Для анализа учащихся (на доске) предлагается цитата Д.Лихачева: "В произведении может быть свой психологический мир - не психология отдельно действующих лиц, а общие законы психологии, подчиняющие себе всех действующих лиц, создающих психологическую среду. Эти законы могут быть даже отличны от законов психологии, существующих в действительности".
· "Писатели - не психологи" - Гоголь, Рабле.
Авторами создаются яркие образы - Ноздрев, Коробочка, Гангантюа, Пантигрюэль - но в них нет "полной жизни" (сферы чувств, внутреннего мира героев). Достоинство данных художественных произведений - блестящие психологические портреты.
Так Чернышевский отмечает отсутствие психологизма в "описывание быта и привычек большого барина старых времен" в повести Пушкина "Дубровский" и при этом пишет: "Трудно найти в русской литературе более живую и точную картину".
Сам Пушкин отмечал, что есть в искусстве "типы такой-то страсти" (Мольер) и "существа живые" (Шепспир).
Психологии интересно и то и другое. Психологи используют литературный материал для иллюстрации основных положений науки и, чаще, эти описания берутся в произведениях "писателей - не психологов" - слишком уж они типичны. Но типичное бросается в глаза, специально выделено, а психологизм "писателя-психолога" надо почувствовать, пропустить через себя, прожить.
Что легче? Что приводит к самосовершенствованию, к обогащению вашего внутреннего мира? Ответ: Психологический анализ произведений "писателей-психологов"
Для анализа учащихся предлагается (на доске) цитата Чернышевского: "Психологический анализ - есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту".
3. Задача: Алгоритм проведения психологического анализа художественного произведения.
· 1 срез. Мое отношение к прочитанному (общее).
Что я почувствовал?
Какие ассоциации вызвало?
На чьей стороне мои симпатии? И т.д.
· 2 срез. Анализ личности героя по следующим ступеням:
Чувства и как их передает автор?
Мысли и как их доводит до читателя автор?
Переживания и внутренние сомнения героя?
Жесты?
Физиогномика? И т.д.
· 3 срез. С помощью каких средств художественной литературы автор достигает целостного восприятия личности героя? Какова она - эта личность?
· 4 срез. Символика произведения.
· 5 срез. Основные конфликты произведения.
· 6 срез. Психологическая атмосфера (напряженность, натянутость, скрытая агрессивность)
· 7 срез. Общие законы психологии (например - диалогизм сознания молодежи 40-х и 60-х годов 19 века в романе Тургенева "Отцы и дети").
В некоторых конкретных случаях возможен обратный путь проведения психологического анализа художественного произведения.
4. Задача: Образец проведения психологического анализа художественного произведения на примере отрывка из романа Гончарова "Обломов".

назад

Используются технологии uCoz