Вся информация, помещенная на этом сайте посвящена психологии. Здесь вы можете узнать:
Психология в системе образования / Концепция психологизации образования / Цель психологического обеспечения/ Объект психологического обеспечения / Функции школьного психолога/ Эксклюзивные программы по психологии/ Тренинги и частные консультации/ Психология и интернет/ Ваши вопросы и предложения
Объект психологического обеспечения
1. Учащиеся:
· Индивидуальное сопровождение;
· Классно - обобщающий контролъ;
· Общешкольные диагностические, социологические исследования.
Направления психологического обеспечения учащихся:
1. Подготовка к обучению в школе.
2. Психологическое собеседование по приему в первый класс.
3. Психологические образовательные курсы с 1 по 11 класс.
4. Факультативы психологического направления.
5. Группы развития (личностного роста).
6. Коррекционные группы (внимание, память, мышление).
7. Психодиагностика.
8. Индивидуальное консультирование.
9. Интегрированные курсы психологического направления (литература, история).
2. Педагоги:
· Как учителя предметники;
· Как классные руководители;
· Методические объединения по предметам;
· Целевые объединения учителей (семинары, педсоветы и т.д.)
· Общешкольные диагностические, социологические исследования.
Направления психологического обеспечения учителя:
1. Обучение психологическому пониманию целей воспитания и обучения.
2. Психологический анализ педагогических технологий.
3. Раскрытие психологических механизмов и эффективности различных педагогических
воздействий.
4. Анализ результатов психодиагностических методик.
5. Разработка программ индивидуального (с отдельными учащимися) и коллективного
взаимодействия, оптимального для педагога.
6. Снятие психического напряжения педагога (аутотренинги, консультации, терапевтические
группы)
3. Родители:
· Индивидуальное сопровождение;
· Родительские собрания (по классам, параллелям, общешккольные);
· Целевые и тематические семинары.
Направления психологического обеспечения родителя:
1. Психологический родительский лекторий.
2. Родительские собрания.
3. Целевые (тематические) заседания.
4. Индивидуальные консультации.
Изучение личности ученика происходит по следующим направлениям:
1. Биологические основы личности - темперамент, право/левополушарное развитие,
ведущий тип восприятия.
2. Интеллектуальная сфера развития:
· Мышление - уровень развития процессов сравнения, обобщения, классификации;
интеллектуальный коэффициент; типичность и гибкость мышления.
· Память - уровень развития зрительной, слуховой и моторной памяти; уровень
развития логической и механической памяти; кратковременной и долговременной
памяти; выявление объема памяти.
· Внимание - концентрация, распределение и объем внимания.
3. Эмоционально-волевая сфера развития.
· Уровень тревожности;
· Мотивация учения;
· Усидчивость и утомляемость ребенка;
· Уровень развития волевых свойств личности.
4. Морально-нравственная сфера развития.
· Личностно ориентированные ценности;
· Характер;
· Моральная воспитанность.
О психологическом сопровождении учителей
Психологическое сопровождение учителей позволяет педагогам преодолевать психологические
барьеры, связанные с готовностью к нововведениям, развивать стилевые характеристики
общения, позитивные взаимоотношения друг с другом, администрацией, родителями,
детьми. В свете гуманистической психолого-педагогической парадигмы образования
и внедрения ее в педагогический процесс два аспекта психологической работы
с учителями выходят на первый план: первый аспект - психологическая помощь
педагогам, связанная с внедрением личностно- ориентированных технологий обучения
в реальный учебный процесс, а в связи с этим - второй аспект - психологическое
отношение учителя к оценке и отметке (выставляемых и высказываемых учителями
детям и родителям) как центральный педагогический конфликт, обусловленный
различными факторами.
Наша позиция состоит в том, что обучение представляет собой личностно-коммуникативное
взаимодействие педагогов и учащихся, воплощающееся в психолого-дидактических
ситуациях, организуемых педагогом; понимание педагога и учащихся в образовательном
процессе достигается через их взаимную рефлексию информационных отношений
между педагогом и учащимися.
Объектом обучения в этом случае выступает учебный материал, через который
возможна профессиональная самореализация педагога и становление субъектности
ученика.
Психологическое сопровождение учителей имеет психопрофилактическую направленность,
связанную с приобретением учителями навыков психической саморегуляции. Особенностью
педколлективов является то обстоятельство, что 70% школьных педагогов - женщины.
Проведенное в 1990 году в 24 городах страны Всесоюзное социологическое исследование
показало ущербность социально-психологического самочувствия женщин-педагогов,
27% женщин не замужем (в основном женщины 31-50 лет), стаж их педагогической
деятельности свыше 10 лет. К сожалению, большинство личностных проблем учителя
серьезно отражается на качестве их труда (см. ж-л Педагогика, № 3, 1996).
О психологическом сопровождении родителей
В процессе непрерывного психологического сопровождения родителей психолог
имеет возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию
и обучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволит
сблизить индивидуальные смысловые контексты общающихся с целью поиска вариантов
разрешения конфликтов в образовательных ситуациях.
Прогнозируется положительная динамика в плане развития демократического стиля
взаимоотношений учителей, родителей и детей.
Прогнозируется также изменение отношения родителей к конфликту. Становится
возможным отношение к конфликту как к противоречию, требующему конструктивного
общения, поиска альтернативных вариантов выхода из проблемной ситуации. Выражается
это в качественном изменении запроса взрослых по поводу направления решения
проблемы: от внешне обвинительных эмоционально-деструктивных реакций родителей
до конструктивного устремления к гармоничным отношениям с собой, с другими.
Иными словами, увеличивается доля самостоятельности и продуктивность взрослых
в разрешении трудных ситуаций. И это существенно: непрерывность психологического
сопровождения не является "костылем" в общении, а дает широкий диапазон
психологических средств для саморазвития, социальной адаптации в сочетании
с сохранением и реализацией собственной уникальности.