Психология в системе образования / Концепция психологизации образования / Цель психологического обеспечения/ Объект психологического обеспечения / Функции школьного психолога/ Эксклюзивные программы по психологии/ Тренинги и частные консультации/ Психология и интернет/ Ваши вопросы и предложения

Экспериментальная программа

Психологический курс
"ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ"
(1 - 3 КЛАСС)
Автор - Владер Ю.М.

Терминологическое обоснование данной программы:
ТРЕНИНГ - это систематическое упражнение для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения; накопление в материале, при многократном воздействии, таких умений, структуры и свойств личности человека, ради которых и совершалось это воздействие.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - это систематическое упражнение, направленной на выявление и последующее формирование психических свойств личности: познавательных, волевых, эмоционально-чувственных и т.д.
ОБУЧЕНИЕ - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц - педагогов, мастеров и т.д.
РАЗВИТИЕ - необратимое, направленное, закономерное изменение сознания и материи. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, его структуры.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс совершенствования, в данном случае, психических свойств личности, направленное на качественное изменение структуры формирующейся личности.
Таким образом, мы отмечаем, насколько близки понятия и цели психологического тренинга и развивающего обучения (рассматриваемого в данном аспекте) и даем вышеуказанное название предлагаемому курсу.

Курс расчитан на 1410 академических часов:
· 1 класс - 35 урочных часов (коллективная форма работы с учащимися), т.е. один час в неделю и 235 часов индивидуальной работы (5.5 часов в неделю)
· 2 класс - 35 урочных часов, 235 часов индивидуальной работы
· 3 класс - 35 урочных часов, 235 часов индивидуальной работы
· 300 часов запланировано на предварительное психологическое собеседование по приему детей в первый класс с целью определения готовности ребенка к школе.

Актуальность данной разработки мы видим в следующем. К сожалению, часто приходится сталкиваться с такими фактами, когда учителя начальных классов, взяв какую-либо стандартизированную методику, не до конца разобравшись в специфике ее применения, начинают делать выводы об особенностях психического развития ребенка, о возможностях его дальнейшего развития. Знания о сиюминутном уровне развития, таким образом, превращается в прогноз на будущее.
Необходима специальная психодиагностика, направленная не на отбор, а на контроль за ходом психического развития ребенка с целью коррекции обнаруживаемых отклонений! На это и ориентирована данная программа. Контроль за процессами развития должен быть особенно тщательным в младшем школьном возрасте для того, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось как можно раньше.
В курсе широко представлены методические разработки кафедры педагогики и психологии начального обучения РГПУ имени А.И.Герцена, использованы методики Ирасека, Торндайка, Мюстенберга, Айзенка и других авторов. Прорабатываются тест Люшера и рисуночные ассоциации Розенцвейга, используются отдельные субтесты методики Векслера. 40% методических разработок впервые использованы и апробированы в работе с учащимися младшего школьного возраста.

Тематическое планирование курса
"Психологический тренинг с элементами развивающего обучения"
1 класс

1. Вводное занятие. Методика графологического выявления характера.

Блок А. Комплекс методик на развитие восприятия, внимания, мышления.
2. Внимание, усидчивость, память. Методика "Таблица по распределению внимания".
3. Мышление. Методика "Загадочные фигуры".
4. Мышление. Методика "Какая фигура следующая?", развивающая игра "Муха".
5. Мышление. Методики "Составь из частей целое", "Деление на части".
6. Пространственное восприятие и мышление. Методика "Двойственные изображения".
7. Законы логики. Методика "Законы ребусов".
8. Пространственное мышление и восприятие. Методики "Вербальный лабиринт", "Большое через малое".
9. Обобщающий урок по блоку А (экспресс-анализ).

Блок Б. Память.
10. Определение объема кратковременной памяти (на математическом материале).
11. Определение объема долговременной памяти (на вербальном материале).
12. Изучение логической памяти. Методика "Части предложений".
13. Обобщающий урок по блоку Б (экспресс-анализ).

Блок В. Нравственные нормы.
14. Изучение первичного уровня усвоения нравственных норм (тест на выявление активности ребенка в нравственном поведении).
15. Изучение особенностей нравственного поведения. Методика "Рисуем варежки".
16. Изучение особенностей нравственного поведения. Методика "Дощечки".
17. Обобщающий урок по блоку В (экспресс-анализ).

Блок Г. Комплекс методик на развитие внимания, восприятия и мышления (усложнение логических цепей).
18. Измерение скорости и точности восприятия.
19. Измерение скорости реакции выбора (психомоторика). Методика "Таблица-выбор".
20. Воображение в ситуации жестко организованной системы. Методика "Символьная графика".
21. Устойчивость внимания. Методика "Счет по Крепелину" (упрощенный вариант).
22. Методика "Символьная графика" (другие символы). Распределение и переключение внимания. Методика "Таблица-шифр" (упрощенный вариант).
23. Внимание. Методика "Что исчезло?" (предметный вариант, таблица). Методика "Не думать о белом медведе".
24. Мышление. Логические задачи на поиск недостающих фигур.
25. Мышление. Логические задачи на поиск отличия одной группы фигур от другой.
26. Развивающие игры на воссоздание силуэтов.
27. Обобщающий урок по блоку Г (экспресс-анализ).

Блок Д. Личность. Характер. Индивидуальные особенности.
28. Характер. Проекционная методика "Несуществующее животное".
29. Определение коммуникативных способностей. Методика "Человечки".
30. Социометрическое исследование (взаимодействие в коллективе).
31. Выявление интересов.
32. Выявление мотивов учения.
33. Обобщающий урок по блоку Д (экспресс-анализ).
34-35.Обощение материала. Развивающие игры и занимательные задания.

Тематическое планирование курса
"Психологический тренинг с элементами развивающего обучения"
2 класс

1. Вводное занятие.

Блок А. Ощущение. Восприятие. Представление.
2. Методика определения типа восприятия (эксперимент № 1).
3. Методика определения типа восприятия (эксперимент № 2).
4. Методика "Искажение восприятия".
5. Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предмета к эталону.
6. Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями.
7. Обобщающий урок по блоку А (экспресс-анализ).

Блок Б. Память.
8. Определение типа памяти.
9. Изучение и формирование зрительной памяти.
10. Изучение логической и механической памяти. Методика "Пары слов".
11. Изучение логической памяти. Методика "Части предложений".
12. Определение объема долговременной памяти (сравнение с кратковременной).
13. Обобщающий урок по блоку Б (экспресс-анализ).

Блок В. Мышление.
14.Методика "Переводчики".
15.Методика "Анаграммы".
16.Методика Г.Айзенка (на языковом материале).
17.Методика Г.Айзенка (на алгебраическом материале).
18.Методика Г.Айзенка (на геометрическом материале).
19.Методики "Пространственная сообразительность" и "Внутренний план действий".
20.Изучение особенностей сравнения и классификации.
21.Методика "Законы ребусов" (усложненный вариант).
22.Уровень "сообразительности" (гибкости мышления) - тест Калифорнийского университета.
23.Обобщающий урок по блоку В (экспресс-анализ).

Блок Г. Внимание.
24.Работа с корреляционной таблицей.
25.Изучение переключения и устойчивости внимания.
26.Изучение сосредоточенности внимания.
27.Формирование внимания через развитие усидчивости.
28.Корреляционная работа.
29.Обобщающий урок по блоку Г (экспресс-анализ).

Блок Д. Личность. Характер. Индивидуальные особенности.
30.Методика "Художники и мыслители" (экспресс-анализ право- и левополушарного развития).
31.Графическое и вербальное определение характера.
32.Социометрическое исследование.
33.Методика "Цветик-семицветик" (выявление интересов).
34.Тест на выявление способностей. Обобщение по блоку Д.
35.Итоговое занятие. Развивающие игры и занимательные задания.


Тематическое планирование курса
"Психологический тренинг с элементами развивающего обучения"
3 класс

1. Вводное занятие

Блок А. Ощущение. Восприятие. Представление.
2. Тест "Видеть, слышать или ощущать?".
3. Методика Торндайка.
4. Методика Мостенберга.
5. Методика "Компасы".
6. Методика "Искажение восприятия".
7. Обобщающий урок по блоку А.

Блок Б. Память. Воля. Психомоторика.
8. Развитие типов памяти (в сравнении с уровнем 2 класса).
9. Логическая и механическая память.
10.Экспресс-анализ по разделу "Память2.
11.Методика "Дисциплинированность" (воля).
12.Волевая организация личности.
13.Методика "Скорость реакции выбора" (психомоторика).

Блок В. Мышление.
14.Методика "Исключение понятий 2".
15.Методика "Выделение существенных признаков"
16.Методика "Образование сложных аналогий".
17.Прогрессивные матрицы.
18.Методика "Вербальный лабиринт"
19.Методика "Количественные отношения".
20.Диагностика сформированности действий логического мышления.
21.Методика Г. Айзенка (усложнение). Часть 1.
22.Методика Г. Айзенка (усложнение). Часть 2.
23.Обобщающий урок по блоку В (экспресс-анализ).

Блок Г. Внимание.
24.Методика "Большие и малые числа".
25.Методика "Таблица-шифр".
26.Методика "Счет по Крепелину".
27.Методика "Перепутанные линии".
28.Корреляционная работа.
29.Обобщающий урок по блоку Г (экспресс-анализ).

Блок Д. Личность. Характер. Индивидуальные особенности.
30.Методика "Карта интересов".
31.Ориентировочния анкета.
32.Социометрическое исследование.
33.Цветовой тест Люшера.
34.Обобщающий урок по блоку Д.
35.Итоговое занятие. Обобщение по курсу.

назад

Используются технологии uCoz