Психология в системе образования / Концепция психологизации образования / Цель психологического обеспечения/ Объект психологического обеспечения / Функции школьного психолога/ Эксклюзивные программы по психологии/ Тренинги и частные консультации/ Психология и интернет/ Ваши вопросы и предложения

Экспериментальная программа

Психологический курс
"Психология"
(10-11 класс)
Автор - Владер Ю.М
.

Пояснительная записка.

Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы может быть продолжено в других учебных заведениях.
Программа не повторяет ни вузовских курсов психологии, ни тех, которые преподаются в средних специальных учебных заведениях. Однако, она согласуется со всеми курсами, обеспечивая их преемственность и взаимодополняемость.

Цели программы:
1. Формирование у школьников общего представления о том, что такое психология и чем она занимается;
2. Формирование представлений о том, какое значение психологические знания имеют в жизни, и какую пользу приносят людям;
3. Познание самих себя, человеческих взаимоотношений;
4. Овладение элементарными приемами психической саморегуляции, психологической помощи;
5. Подготовка к семейной жизни воспитанию детей.

В программу включены знания, жизненно необходимые для выпускников средней школы. Знания из различных направлений современной психологии: теоретической, экспериментальной и практической; а также из различных областей психологической науки: общей, дифференцированной, социальной, возрастной, педагогической.
Соответствующие сведения при изучении большинства тем программы сочетаются таким образом, чтобы элементарные теоретические представления школьники сразу же могли проверить экспериментально, испытать на практике.
Курс состоит из лекционных (теоретических), экспериментально-диагностических и практических (тренинговых) занятий. На лекционных занятиях раскрывается основной теоретический материал. Экспериментально-диагностические занятия предназначаются для демонстрации психологических явлений, предварительного знакомства с полезными на практике психологическими методиками. Практические занятия включают психодиагностику, освоение элементарных методов практического воздействия.
Курс рассчитан на 35 академических часов (1 час в неделю) и 35 часов работы в группах - практические (тренинговые) занятия (1 час в неделю), как в 10, так и в 11 классе. Желательно, чтобы учащиеся 10 - 11-х классов имели возможность факультативно расширить и углубить знания по психологии (150 академических часов - два часа в неделю). 100 академических часов по программе запланировано на индивидуальную работу с учащимися по предмету (подготовка реферативных работ, выступлений, решение возникающих личностных и межличностных проблем).
В соответствии с выдвинутыми требованиями, программа имеет тематическое планирование, методическое обеспечение /пособия, наглядность, раздаточный материал/, методические разработки и поурочное планирование по отдельным темам и разделам.
В курсе использованы современные психологические теории и методики. Активно используется продукция МШ "ИМАТОН". Использованы методики Торндайка, Мюстенберга, Айзенка, Векслера, Люшера, Леонгарда и других известных авторов. Отдельные методики являются авторскими и ранее нигде не использовались.
В процессе обучения широко используются ТСО / ТВ, ВМ, АМ / - учащиеся учатся давать психологический анализ музыкальных и художественных произведений.
При изучении курса психологии в школе рекомендуется применять различные формы текущего контроля знаний и умений: ответы на вопросы, письменные ответы на проблемный вопрос, творческие работы, психологический анализ музыкального или художественного произведения, экспресс-анализ (контрольная работа) по общим разделам программы.
По окончанию курса учащимся предоставляется возможность сдавать экзамен по психологии, как один из предметов по выбору. Сдача экзамена может проходить как по билетам, включающим в себя два теоретических вопроса и одно практическое задание, так и в реферативной форме. К рефератам учащихся установлены следующие требования:
1. объем не менее 24 страниц;
2. наличие теоретической части по разбираемому вопросу;
3. разработка и проведение практического исследования
по разбираемому вопросу;
4. анализ полученных результатов;
5. выводы.
На экзамене учащиеся представляют свое исследование, доказывают объективность сделанных ими выводов.
В соответствии с современными поисками и подходами к созданию нового Петербургского стандарта, мы считаем, что данная программа может стать составной частью Социально-экономической программы образования (автор-составитель Заиченко Н.А.), рекомендованной Комитетом по образованию Мэрии Санкт-Петербурга.

Знания умения и навыки учащихся.
По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся:
1. Общекультурная компетентность - уровень психологической образованности, достаточный для самообразования в области психологии, ориентации в ее понятийном пространстве, определение своих позиций, умения принимать правильные решения в любой сложной жизненной ситуации.
2. Методологическая компетентность - предполагает овладение методами исследовательской деятельности, формирование знаний о концепциях, определяющих современное развитие психологии, изучение теоретических работ ведущих психологов прошлого и современности.
В соответствии с ожидаемым уровнем образованности учащихся и строится определенная логическая последовательность освоения предмета, даются определенные психологические знания.

Учащиеся должны овладеть:
- способами сбора фактического материала /лангитюдным, сравнительным, комплексным/;
- методом наблюдения;
- методом эксперимента;
- методами опроса /беседою, анкетированием, интервью/;
- методом теста;
- методом экспертных оценок;
- методами изучения продуктов деятельности;
- методами самонаблюдения;
- методами статистической обработки результатов;
- прожективными методиками;
- умениями анализировать музыкальные и художественные произведения, находить ответы на сложные /проблемные/ психологические вопросы, находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций;
- умением создавать психологический портрет личности и многими другими психологическими навыками и умениями.

Тематическое планирование программы "Психология"
10 класс

Урок 1-2. Тема: "Введение в предмет".

Глава 1. Вопросы общей психологии.
Урок 3. Тема: "Психология как наука".
Практикум 1. Знакомство. Упражнения на сплоченность группы.
Урок 4. Тема: "Предмет психологии".
Практикум 2. Тренинг. Игры "Ассоциации", "Мой правый сосед".
Урок 5. Тема: "Психика. Психическое отражение окружающего мира".
Практикум 3. Тренинг. Игра "Мафия".
Урок 6. Тема: "Сознание человека".
Практикум 4. Тренинг. Игры "Аборигены и туристы", "Туристы и коряги".
Урок 7. Тема: "Методы психологии".
Практикум 5. Тренинг. Игра "Таможня".
Урок 8. Тема: "Обобщение информации по вопросам общей психологии".

Глава 2. Биологические основы личности.
Урок 9. Тема: "Биологические основы личности. Ведущий тип восприятия".
Практикум 6. Тренинг. Игры "Кораблекрушение", "Катастрофа".
Урок 10. Тема: "Ведущий тип восприятия".
Практикум 7. Выявление сплоченности группы.
Урок 11. Тема: "Право/левополушарное развитие человека".
Практикум 8. Итоговый тренинг. "Зеркало".
Урок 12. Тема: "Право/левополушарное развитие".
Урок 13. Тема: "Экспресс-анализ по теме".
Урок 14. Тема "Биологическая основа личности - темперамент".
Практикум 9. Первичное социометрическое исследование.
Урок 15. Тема: "Экстравертированность/интровертированность".
Практикум 10. Психологический анализ: общие принципы.
Урок 16. Тема: "Теория темпераментов И.П. Павлова".
Практикум 11. Анализ музыкального произведения.
Урок 17. Тема: "Определения типа темперамента".
Урок 18. Тема: "Обобщение по теории темпераментов. Экспресс-анализ".
Просмотр художественного фильма с последующим психологическим анализом.

Глава 3. Познавательные процессы.
Урок 19. Тема: "Познавательные процессы".
Урок 20. Тема: "Познавательные процессы - ощущение и восприятие".
Урок 21. Тема: "Познавательные процессы - ощущение и восприятие".
Практикум 12. Практические наблюдения за особенностями восприятия.
Урок 22. Тема: "Наблюдательность".
Практикум 13. Тренинг наблюдательности.
Урок 23. Тема: "Познавательный процесс - представление".
Урок 24. Тема: "Экспресс анализ по познавательным процессам ощущение, восприятие, представление".
Урок 25. Тема: "Внимание как познавательный процесс".
Практикум 14. Тест Мюстенберга.
Практикум 15. Методы развития внимания.
Урок 26. Тема: "Память как познавательный процесс".
Практикум 16. Определение уровня развития слуховой, зрительной, моторной и комбинированной памяти.
Практикум 17. Механическая и логическая память.
Практикум 18. Кратковременная и долговременная память.
Урок 27. Тема: "Память как познавательный процесс".
Практикум 19. Методы развития памяти.
Урок 28. Тема: "Мышление как познавательный процесс".
Практикум 20. Методики Г. Айзенка. Алгебраический и геометрический материал.
Практикум 21. Методики Г. Айзенка. Языковой материал.
Практикум 22. Определение интеллектуального коэффициента.
Урок 29. Тема: "Мышление как познавательный процесс".
Практикум 23. Упражнения в развитие качеств мышления. Методики "Установление логических связей", "Образование сложных аналогий".
Практикум 24. Упражнения в развитие качеств мышления. Методики "Исключение понятий", "Выделение существенных признаков".
Урок 30. Тема: "Воображение как познавательный процесс".
Практикум 25. Проективная методика "Несуществующее животное".
Практикум 26. Проективная методика "Дом. Дерево. Человек".
Урок 31. Тема: "Экспресс-анализ по познавательным процессам внимание, память, мышление и воображение".
Просмотр художественного фильма с последующим психологическим анализом.

Глава 4.Эмоции и чувства.
Урок 32. Тема: "Эмоции".
Урок 33. Тема: "Виды эмоций".
Практикум 27. Распознавание и классификация эмоций.
Урок 34. Тема: "Фундаментальные эмоции, их комплексы и эмоциональные черты человека".
Урок 35. Тема: "Чувства".
Практикум 28. Сопоставление любви и страсти.
Практикум 29. Анализ художественного произведения. Барбюс "Нежность".
Урок 36. Тема: "Определение уровня тревожности".
Урок 37. Тема: "Диагностика состояния агрессии учащихся".
Урок 38. Тема: "Экспресс-анализ по эмоциям и чувствам".
Практикум 30. Социометрическое исследование

 

Тематическое планирование программы "Психология"
11 класс

Урок 1-2. Тема: "Введение в предмет".

Глава 1. "Личность".
Урок 4. Тема: "Общее представление о личности".
Практикум 1. Элементы тренинга личностного роста. Методика "Что я знаю и чего не знаю о себе?"
Урок 5. Тема: "Основные модели личности".
Практикум 2. Элементы тренинга личностного роста. Методики выявления особенностей личности другого человека.
Урок 6. Тема: "Структура личности".
Практикум 3. Альтернативные структуры личности. Тест "Ребенок. Родитель. Взрослый".
Урок 7. Тема: "Потребности. Интересы. Склонности".
Практикум 4. Приемы развития задатков и активизации интересов.
Урок 8. Тема: "Выявление ведущей направленности личности".
Практикум 5. Эгоизм - альтруизм. Кому жить легче?
Урок 9. Тема: "Способности человека и их место в структуре личности".
Практикум 6. Способность к сопереживанию, сорадованию, сочувствованию.
Урок 10. Тема: "Профессиональная направленность личности - сочетание интересов и способностей человека".
Практикум 7. Методики по выявлению профессиональной направленности учащихся.
Урок 11. Тема: "Характер".
Урок 12. Тема: "Акцентуации характера".
Практикум 8 - 9. Выявление акцентуаций характера по методикам Леонгарда - Смишека.
Урок 13. Тема: "Волевая регуляция личности".
Практикум 10. Методики по выявлению уровня развития волевых свойств личности.
Урок 14. Тема: "Психическая саморегуляция. Релаксация".
Практикум 11. Основы аутогенной тренировки и релаксационных упражнений.
Практикум 12. Приемы релаксации и психической саморегуляции.
Урок 15. Обобщение по теме "Личность".
Практикум 13 - 15. Многофакторный личностный опросник Кетелла по выявлению акцентуаций характера.
Урок 16. Экспресс-анализ по теме "Личность".
Практикум 16. Методики по самопознанию. Создание эскиза "Я и мое мироощущение".
Практикум 17. Методики по самопознанию. Коллаж "Мой внутренний мир". Создание коллажей для других.
Практикум 18. Психологический анализ художественного фильма. Субъективное восприятие художественного произведения.

Глава 2.Возрастное развитие человека.
Урок 17. Тема: "Основные периодизации развития человека".
Практикум 19. Основные спады и подъемы в развитие человека. Составление графика спадов и подъемом развития каждым учащимся.
Урок 18. Тема: "Период младенчества (первый год жизни ребенка)".
Практикум 20. Сопоставление графика учащихся с графиком, выполненным одним из родителей.
Урок 19. Тема: "Раннее детство (1-3 года)".
Практикум 21. Методики по анализу речевых особенностей каждого возрастного периода.
Урок 20. Тема: "Дошкольный период (3-6 или 7 лет)".
Урок 21. Тема: "Кризис 6-7 лет".
Практикум 22 - 23. Методики по выявлению психологической готовности детей
к школьному обучению.
Урок 22. Тема: "Младший школьный возраст".
Урок 23. Тема: "Подростковый возраст".
Практикум 24. Половое и телесное развитие девочек.
Практикум 25. Половое и телесное развитие мальчиков.
Урок 24. Тема: "Юношеский возраст".
Практикум 26. Проблемы "отцов и детей" в современном мире.
Урок 25. Обобщение по теме "Возрастное развитие человека".
Урок 26. Экспресс-анализ по теме.
Практикум 27. Психологический анализ художественного фильма. Восприятие художественного материала зависит от собственного жизненного опыта?

Глава 3. Психология общения.
Урок 27. Тема: "Общее понятие об общении".
Практикум 28. Методики по выявлению уровня развития коммуникативных способностей человека.
Урок 28. Тема: "Структура и средства общения".
Практикум 29. Методика "Мои средства общения и уровень их развития".
Урок 29. Тема: "Невербальное общение".
Практикум 30. Тренинговые игры по формированию невербальных средств общения.
Урок 30. Тема: "Экспрессия человека".
Практикум 31. Тренинговые игры по распознанию экспрессии человека.
Урок 31. Тема: "Вербальное общение. Речь - основное средство общения".
Практикум 32. Методика "моя речь и ее особенности".
Урок 32. Тема: "Понятие о группах".
Практикум 33. Социометрическое исследование.
Урок 33. Обобщение по теме "Психология общения".
Урок 34. Экспресс-анализ по теме.
Практикум 34 - 35. Методики по сплоченности группы.

Урок 35. Обобщение по курсу "Психология" 10 - 11 класс.

назад

Используются технологии uCoz